«Метод ассоциаций как прием
коррекции ВПФ у детей с ОВЗ».
Учите ребёнка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский
К. Д.
МНЕМОТЕХНИКА– система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в
комбинации зрительных образов.
Слово «мнемотехника» - в
переводе с греческого это «искусство запоминания».
Оно происходит от греческого «mnemonikon» -
искусство запоминания.
Мнемотехнику в детском саду называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику -
Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна –
предметно-схематическими моделями; Глухов Вадим Петрович - блоками –
квадратами; Большева Татьяна Васильевна - коллажем; Ефименкова Леонтий
Николаевич – схемой составления рассказа.
Актуальность использования мнемотехники для детей с ЗПР:
наблюдается снижение познавательной активности;
нарушения речи имеют системный характер и входят в
структуру дефекта;
наблюдается низкий уровень развития восприятия;
нарушено логическое мышление;
наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая
концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает
наглядно-образная память;
заметно снижена их слуховая память и продуктивность
запоминания, запоминание носит в основном непроизвольный характер;
характерна
низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление.
Т.о. мнемотехника, которая опирается на
образы облегчает запоминание у детей и
увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель мнемотехники - развитие памяти,
образного мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов,
которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.
-Развитие зрительной и слуховой памяти;
-Развитие зрительного
и слухового внимания
-Развитие
ассоциативного мышления, воображения
-Развитие мелкой
моторики рук
-Преобразование
абстрактных символов в образы
-Преобразование
абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
-Умение анализировать, вычленять части, объединять в
пары, группы, целое, умение систематизировать;
-Развитие логики;
-Развитие образного мышления;
-Умение связно мыслить, составлять рассказы.
Как любая
работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так
проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети
постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Мнемоквадраты или по другому карточки Pecs являются
альтернативным методом коммуникации.
Затем последовательно
переходим к мнемодорожкам. Это уже несколько
картинок, по которым можно составить небольшой рассказ.
И позже мы переходим
к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать
цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
красочные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.
В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки
ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы можно
использовать при обучении детей составлению
рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.
Особенность методики – применение не только
изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы
максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних
птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес.
Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами.
Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.
Схемы служат
своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность
рассказа.
Количество ячеек в
таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста и
способностей ребёнка.
Первоначально таблицы
составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и
ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет
не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Для заучивания стихотворений необходимо
придерживается следующей последовательности.
Этапы
работы над стихотворением:
§ 1.
Выразительно прочитайте стихотворение.
§ 2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
§ 3.
Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком
рисовать подобные схемы)
§ 4.
Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
§ 5.
Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице
§ 6.
Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать
мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
§ 7.
Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Так же мнемотехнику можно применять и
для заучивания загадок. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов,
помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении слова.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
•воспитание
находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления,
речи, памяти, внимания, воображения;
Мнемотаблица также успешно
используется для составления описательного рассказа.
Наглядная схема выступает в
качестве плана речевого высказывания.
Ребенок знает, с чего он
должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его
завершить. Это достигается использованием
определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.
В
результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не
трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- сокращает время обучения.
- стимулирует познавательную активность детей с ЗПР.
1. Ктo oтвeтит нa вoпpoc:
Из лесу елочку взяли мы домой.
Из лесу елочку взяли мы домой.
Розовых пряников, шишек золотых!
Розовых пряников, шишек золотых!
Ангел: Ребята, а вы знаете, что Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – становился быть щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, надеемся и любим. Это самые главные дары.
Ребята, признайтесь, вы любите получать подарки? (Да)
А вы знаете, что в День рождения Христа каждый из нас тоже получил драгоценный подарок?
И я вам сейчас расскажу какой, а мои помощники мне в этом помогут.
Когда на свете родился Иисус Христос. Первые, кто узнал об этом, это были пастухи, когда они пасли овец. Им явился ангел в белоснежных одеждах и возвестил эту новость. Он сказал, что родился Спаситель. Пастухи очень испугались. Но они послушались ангела и пошли в Вифлеем и поклонились Младенцу. Также на небе взошла большая яркая звезда, и эту звезду увидели волхвы – мудрецы с востока. Они как раз наблюдали за движением небесных светил, и они поняли, что эта звезда возвестила им о том, что на свете родился великий Царь, Спаситель мира.
Они снарядили караван и пустились в то место, куда указывала им звезда. Когда они приехали в Вифлееме, они увидели, что в загоне для скота на соломе лежит младенец Иисус, а рядом сидит его мать Мария и поёт ему песню. И они подарили ему золото как Царю, ладан как Богу, смирну как человеку, который должен быть пострадать за спасение людей. Это был самый большой подарок миру. (Все персонажи выходят и кланяются)
Ангел: И правда вы много знаете. Мне стало так радостно, что захотелось с вами поиграть в свою любимую зимнюю игру «Передай снежки»
Дети делятся на две команды и встают в две шеренге друг против друга. Расстояние между детьми в шеренгах 0,5 м. С одной стороны шеренги стоит корзина со снежками, а с дугой пустая корзина. Дети по цепочек, передают друг другу снежки и складывают в другую корзину. Чья команда быстрее передаст снежки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий