Рекомендации
родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
«Играем и память развиваем!»
Главная
задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие
личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно
осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления
в школу все виды памяти.
Память – один из важнейших психологических процессов,
с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно
осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления
в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная
(зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа
памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный
(гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше
запоминают картины, лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше
запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково
хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал.
Родители
часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок,
который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или
стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят
способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в
трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в
повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности
ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь
это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой
информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов
памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их
ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего
интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие
всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти
помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать
следующие игры:
« Игра в слова»
1. Постарайся
запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся
запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся
запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни
рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в
школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет
по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не
назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных,
которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных
в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Снежки» ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
- Вспомни,
какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни,
как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
- Вспомни,
как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст
снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
- Представь,
что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь,
что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь
на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни
как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах
земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы,
умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
- Каков
он на вкус?
- Вспомни,
как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь,
что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
- Каков
он на вкус?
- Вспомни,
как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого
цвета апельсин?
- Представь,
что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4.
Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5.
Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они
похожи?
Развитию
словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения Можно предложить
следующие рассказы для запоминания:
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой
на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня
ножку. И у него ножка сильно болела.
Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и
она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
- Как
звали мальчика?
- Что
с ним случилось во время прогулки?
- Кто
помог мальчику?
- Чем
заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков
машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай
моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в
кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
- Как
звали девочку?
- Что
она построила?
- Кого
девочка хотела катать на машине?
- Что
случилось во время игры?
- Как
девочка оказала помощь мишке?
Развитию зрительной памяти способствовали следующие
упражнения.
Игра « Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты
посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что
на ней было изображено? Можно задать вопросы:
1. Какие
растения изображены на картинке?
2. Какие
животные?
3. Может
ли так быть?
4. Какие
животные заблудились?
Игра « Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень
неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на
картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание,
так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание,
позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра « Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант
1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно
посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и
спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких
предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант
2:
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на
рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить
ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь
предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие,
внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из
каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они
расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Мы желаем Вам успехов и
удачи в воспитании Ваших детей!
Консультация для
родителей детей с ОВЗ «Играем вместе с мамой»
Существует большое количество
интересных занятий, которые Вы можете проводить дома и на улице с пользой для
ребёнка.
Что можно делать с ватными
шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков большой шар.
Пересчитывать ватные шарики, формируя счётные навыки
Удерживать ватные шарики на разных частях тела – голове, на
плече или на носу.
Ходить по квартире босиком, зажав шарики между пальцами
ног.
Положив шарики на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например, красный, и сложите в ёмкость
несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать Вам
ту или иную вещь. Например, «Дай красный мячик». Если ребёнок протягивает Вам
красную машинку, скажите: «Правильно, это красная машинка. Давай поищем красный
мяч». Когда ребёнок научится распознавать предметы одного цвета, можно
усложнить задание, добавив предметы другого цвета. Продолжайте играть по
предложенной схеме.
Слушаем звуки
Помогите ребёнку научиться вслушиваться в окружающие его
звуки! Послушайте вместе с ним, пытайтесь подражать. Как тикают часы? (тик-так). Как шумит вода?
(с-с-с). Как гудит пылесос? (у-у-у). Можно включить аудиозапись «Звуки природы» (сюда могут
входить звуки ветра, дождя, грома, скрип шагов по снегу, голоса животных и
птиц). Предварительно познакомьте детей с изображением некоторых животных и
птиц, дайте прослушать запись с их голосами, подражайте им сами. Когда дети
научатся соотносить голоса животных с их образом, можно начать игру «Угадай по
голосу». Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных и птиц
(немного – 2-3). После прослушивания аудиозаписи ребёнок называет (или
показывает – в зависимости от уровня речевого развития) животного, которому
принадлежит голос. Родители хвалят ребёнка, проговаривают его выбор: «Молодец,
правильно, это кошка. Кошка говорит: «Мяу». Как говорит кошка? Ребёнок
повторяет.
Помоги маме
Существует много домашних дел, в которых ребёнок может
принять участие: собрать со стола ложки; сложить тарелки; закрыть кастрюли
подходящими по размеру крышками; вытереть со стола; помыть чашки; разложить
салфетки; достать необходимые продукты из холодильника. Попросите ребёнка:
«Помоги мне!..» и озвучьте Вашу просьбу. Обязательно благодарите Вашего
ребёнка, не скупитесь на ласковые слова!
Без весёлых игр и развлечений не
обойтись! Можно пускать мыльные пузыри, играть в снежки из ватных шариков, а
можно сделать ребёнку лёгкий массаж.
Весёлый массаж со стихами
Рельсы, рельсы (проводите
пальцем по спине, как будто рисуете рельсы),
Шпалы, шпалы (проводите пальцем по спине, как будто рисуете
шпалы),
Ехал поезд запоздалый (провести по спине, или покачать,
если он сидит у Вас на коленях).
Из последнего вагона рассыпалось пшено (легкое постукивание
пальцами по спине).
Пришли утки – поклевали, поклевали (постучите тремя
пальцами по спине),
Пришли гуси – пощипали, пощипали (лёгкое пощипывание).
Пришёл слон – потоптался, потоптался (аккуратно постучать
по спине кулаками),
Пришёл дворник, всё подмёл, всё подмёл (погладить спину).
Выбрав время поиграть с ребёнком,
Вы делаете подарок не только ему, но и себе!
Желаю побольше счастливых минут
общения со своими детьми!
Как научить ребёнка усидчивости и
внимательности
Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в
школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами,
необходимо развивать их с рождения. Способность человека контролировать своё
поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную,
закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать
усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это
первейшая задача родителей в дошкольный период. Малышу очень трудно
сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и
необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь
его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными,
все занятия проводятся в игровой занимательной форме. Можно сшить ребёнку
карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль.
Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами
соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу:
выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать
последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью
приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы. Очень важно
соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда
пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные
капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует
самоконтролю ребёнка. Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать
последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть
малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда
ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами.
Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите
малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать
похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все
возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у
ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его
внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше
оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить
на другие. Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его
увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном
возрасте. Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры.
Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме.
Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с
удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям. Для развития
усидчивости и внимательности в школе используйте виды деятельности, способствующие
этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры,
конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда
малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для
него не поводом для упрёков, а естественным процессом.
Если ваш ребенок долго не может заговорить,
нужно помочь ему справиться с непосильной задачей.
Вот несколько советов:
- Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более легкие для произношения
звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би-би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т.п.),
междометия (Ах! Ох! Ой!), звуки (о-о-о, у–у-у).
- Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло желание подражать
вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!»
«Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты, какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает
повторять за вами сначала междометия: ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как «о»,
«а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним), а потом и слова.
- Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой будет долго «осторожничать», ходить по стенке.
- Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия («Мы одеваем носочки на ножки,
шапочку – на голову», «Мы кушаем вкусную кашу – ням-ням» и т.п.)
- Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик. Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж». Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время способствуют развитию памяти и внимания, понимания речи.
- Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка различать предметы по форме,цвету, размеру, то есть мыслить самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет:«Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова «зеленый», «синий», «квадратный» и т.п. будут усваиваться ребенком после овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т.д.).
- Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше пересказать текст сказки своими словами,
доступными для понимания ребенка и обязательно очень эмоционально.
- Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный. Поиграйте с малышом в игру «Делай
как я». Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы сжаты в
кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх и т.д. Далее более сложное
задание —повторить за вами сразу 2 положения ваших рук: ладони вниз — ладони вверх, ладони
на ребро — ладони вниз и т.д.
- Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе закончить фразу.
- На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно, эмоционально, с одобрением.
Желаю удачи!
Середенкова И.О. Дубовская В.А. Формирование первичных навыков речевого общения у неговорящих детей. - 2018г.
Авдеева Е.С. Егорова Н.Л.-Особенности мотивационного компонента речевого высказывания у дошкольников с комплексными дефектами. – 2018г.
Мнемотехника как средство развития памяти детей.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский Константин Дмитриевич
МНЕМОТЕХНИКА– система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в
комбинации зрительных образов.
Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого
это «искусство запоминания». Оно происходит от
греческого «mnemonikon» - искусство
запоминания.
Мнемотехнику в детском саду называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту
методику - Сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна –
предметно-схематическими моделями; Глухов Вадим Петрович - блоками –
квадратами; Большева Татьяна Васильевна - коллажем; Ефименкова Людмила
Николаевна – схемой составления рассказа.
Мнемотехника применяется при:
n
низкая
познавательная активность;
n
нарушения
речи;
n
наблюдается
низкий уровень развития восприятия;
n
нарушено
логическое мышление;
n
наблюдается
неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают
трудности с его переключением;
n
наблюдаются отклонения в развитии памяти,
преобладает наглядно-образная память;
n
заметно
снижена слуховая память, запоминание носит в основном непроизвольный
характер;
n
характерна низкая работоспособность в
результате повышенной истощаемости.
n
Преобладает
конкретно-действенное и наглядно-образное мышление.
Говоря иными словами, мнемотехника,
которая опирается на образы облегчает запоминание у детей и
увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Также
развивает у детей логику, образное мышление, учит связно мыслить, составлять
рассказы, систематизировать.
Т.е. цель мнемотехники - развитие тех психических процессов,
которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Как любая работа, мнемотехника строится
от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. (предметное описание). Здесь хотела бы
вас познакомить с новым методическим пособием Ткаченко Татьяны Александровны (известный
логопед, автор множества книг и пособий) «Опорные схемы для описательных
рассказов». Все предметы в данном пособии представлены по группам. Можно здесь
же нарезав карточки и смешав провести обобщение. Например, смешайте пару
карточек игрушек и продуктов, попросите ребенка разложить по соответствующим
группам картинки и далее опишите картинки, опираясь на схемы описания.
Например, берете одну карточку робота и, показывая картинки схемы, задаете
вопросы ребенку. (Привожу пример с роботом.). Далее, когда ребенок уже запомнит
обозначение картинки схемы, без ваших наводящих вопросов он сможет описывать
предмет. Когда ребенок запомнит и картинки схем, он вообще самостоятельно
сможет описывать предмет. Подсказки схемы можно расположить в столбец и менять
как картинки, так и схемы.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Это
уже несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ.
(Прочитать: Аленушка взяла корзинку и пошла в лес). Здесь нам на помощь может
приди фразовый конструктор. Можно начать с простой фразы, перейти к простому
предложению. Обычно в комплекте есть персонажи (например: папа, я, брат,
сестра, бабушка, дедушка, мама.). Чтобы ребенку было интереснее, можно
приклеить с обратной стороны фишки персонажей родных ребенка.
И позже мы переходим к самой сложной структуре-мнемотаблицам. Для
3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так
как в памяти у детей быстрее остаются отдельные красочные образы: солнышко –
жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно
давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается
схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую
информацию.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок,
разучивании загадок, потешек, сюжетных картин для детей во всех возрастных группах ДОУ. Здесь я бы
хотела предложить следующие методические комплекты:
Мнемотаблицы для разучивания стихов Романович О.А. Они мне нравятся, потому
что стихи и мнемотаблицы к ним подобраны по темам и по возрастам. Но также
можно ориентироваться на способности ребенка.
«Развиваем связную речь у детей» Авторы Татьяна Юрьевна Бардышева и Елена
Николаевна Моносова. С помощью данного методического комплекта мы можем научить
ребенка описывать сюжетные картины с помощью зрительных образов. Как научить ребенка пересказывать рассказ по
сюжетной картине на примере сюжетной картины «Наша группа»:
1.Предложить детям рассмотреть картинку
2. Прочитайте текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание
ребенка к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
·
Дети
пришли в детский сад
·
В
детском саду есть разные игрушки
·
Таня
и Вова собирают железную дорогу
·
Петя
катает паровозик
·
Коля
и Катя строят деревянный домик
·
Детям
нравится играть с игрушками.
3. Задайте вопросы к каждому предложению и совместно с ребенком
формируем ответы с использованием схемы данного предложения
5. Еще раз пересказать ребенку рассказ четко по схеме, затем
попросить придумать ему название.
6. Предложить ребенку
пересказать рассказ.
Особенность мнемотехники –
применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и
придуманных символов. Символы максимально приближены к речевому материалу,
например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для
обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими
фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и
предметных картинок для заучивания стихотворений.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также
от возраста и способностей ребёнка.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому
процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие
памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Для заучивания стихотворений
необходимо придерживается следующей последовательности.
Этапы работы над стихотворением:
§
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
§
2.
Объясните ребенку непонятные, новые слова.
§
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению.
(Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
§
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку
опорные картинки в мнемотаблице.
§
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по
мнемотаблице
§
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей
самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать
стихотворение из картинок)
§
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение
без помощи мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие
возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты
реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания,
воображения;
·
Куда пришли дети?
·
Что есть в детском саду?
·
Что собирают Таня и Вова?
·
Что катает Петя?
·
Что строят Коля и Катя?
·
Что нравится делать детям?
4. Еще раз пересказать ребенку рассказ четко по схеме, затем
попросить придумать ему название.
5. Предложить ребенку самому пересказать рассказ.
Так же мнемотехнику можно
применять и для заучивания загадок. Загадки обогащают словарь за счет
многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют
представления о переносном значении слова.
В
результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не
трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- данный метод является одним из эффективных способов развития памяти и речи дошкольников.
- сокращает время обучения.
- стимулирует познавательную активность детей.
Рекомендации
для родителей и педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания с детьми с расстройством аутистического спектра
Формирование навыков
самообслуживания одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с
аутизмом. В то же время, несформированность этих навыков достаточно редко
осознается близкими ребенка как проблема. Тот факт, что ребенка в возрасте 3-5
лет приходится кормить, полностью одевать и раздевать и т. д., часто
воспринимается родителями как нечто само разумеющееся. В основном позиция
близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену это
быстрее». Хотя в жизни ребенка с аутизмом родители
наиболее приближенные люди. В некоторых случаях связь ребенка с такими
особенностями с матерью может быть намного сильнее чем у детей среднестатистических. А значит
коррекция, выполненная родителями, будет намного результативней и
положительнее, так как ребенок не будет находиться в стрессовой ситуации
исходящей от смены обстановки и незнакомого окружения. Если не начать
своевременное формирование социально-бытовых навыков у ребенка аутиста,
сложность задачи по организации коррекционной работы значительно повышается.
Несформированность или ущербность социально-бытовых навыков закрепляются в
стереотипии, характерные для этой категории детей. В тоже время, используя
стереотипичность поведения аутичного ребенка, возможно сформировать желаемые
бытовые стереотипии.
Для того, чтобы процесс развития навыков
самообслуживания у ребенка с РАС был успешен, необходимо четко определить с
какими навыками его следует знакомить:
·
Самостоятельно
одеваться и раздеваться, убирать вещи на полку, вешать на крючок в шкаф;
застегивать/расстегивать пуговицы, замки; обуваться и снимать обувь.
·
Самостоятельно
принимать пищу с помощью разных столовых приборов; пить из чашки; убирать за
собой грязную посуду.
·
Общегигиенические
навыки: мыть руки до и после еды, после туалета; с мылом и без него;
пользоваться горшком, унитазом; пользоваться салфеткой, носовым платком,
самостоятельно чистить зубы
·
Иметь привычку к
чистоте и аккуратности (в т.ч. причесывание, уход за волосами, ногтями)
Одной из причин проблем с развитием
навыков самообслуживания у детей с РАС является то, что у них отсутствуют
навыки подражания и имитации действий взрослых. Потому одой из важных целей
является то, что необходимо научить ребенка повторять Ваши действия.
Также нужно учитывать, что существует в
соответствии с классификацией доктора психологических наук Ольги Сергеевны
Никольской существуют четыре группы детей с аутизмом где
первая наиболее тяжелая, с полным отсутствием навыков самообслуживания и
четвертая наиболее благоприятная и легче поддающаяся коррекции.
Важно соблюдать основные принципы
обучения ребенка:
1. Вы должны быть последовательны в
отношениях с ребенком и договариваться об общих требованиях к нему. Не
допускайте того, что Вы учите ребенка кушать с помощью ложки самостоятельно, а бабушка его кормит.
Все члены семьи должны быть единым механизмом!
2. Сначала нужно подбирать доступные для
аутичного ребенка задачи, создавая при этом ситуацию успеха. Сложность
задач увеличивается постепенно. Причем взрослый на первых этапах действует за
него, управляя руками ребенка. Во время обучения взрослый помогает ребенку стоя
позади него. Такая позиция дает ребенку возможность почувствовать, что он сам
выполняет действие и одновременно чувствует помощь взрослого.
Например,
при обучении самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку
ребенка и организует верное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.
Если во время выполнения заданий у ребенка оказывается нежелательное поведение,
следует быстро вмешаться и направить его на выполнение задания.
Эффективным
способом обучения новым навыкам может быть метод «Обратная цепочка». Эта
методика заключается в том, что навык распределяется на мелкие шаги и
получается цепочка-последовательность действий. Как уже отмечалось, начинать
обучение стоит с последнего шага в цепочке. То есть, если учить ребенка
натягивать штаны, стоит тянуть их к бедру, а потом ребенок продолжает тянуть их
до пояса. В следующий раз взрослый натянет штаны уже ниже бедер, а ребенок
будет тянуть сам до бедер, а потом к талии.
3. Просьбы не должны оставаться без
внимания, невыполненными. Не повторяйте много раз одно и тоже ребенку занятому
своим делом в конце комнаты. Чтобы ребенок вас послушал, встаньте рядом с ним
и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулируйте инструкцию: «Миша, надень тапочки». Вы просите ребенка дать
какой-то предмет, а он не реагирует. Не повторяя лишний раз свое требование,
вложите этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: «спасибо, ты дал то, что я просила».
Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите.
Инструкции должны быть простые краткие и четкие.
Не спрашивать, а говорить.
4. Отмечайте мельчайшие
удачи ребенка. Похвала должна быть понятной ребенку. Должно быть понятно,
за что его хвалят «молодчина, ты здорово собрал игрушки»,
вместо «молодец». Если при оказании помощи взрослый стоит
позади ребенка, то отмечая успех ребенка, взрослый, наоборот, должен встать
лицом к ребенку, что способствует зрительному контакту и позволяет радоваться
успеху вместе.
Для людей с трудностями обучения и РАС важно,
чтобы правила содержали то, что нужно делать, а не то, чего не стоит делать,
например:
Седи за столом (вместо «не вскакивай»)
Сначала одеваем колготки (вместо «не трогай эти
вещи»)
Когда наблюдается истерика у ребенка,
старайтесь оставаться эмоционально-нейтральными, не кричать на ребенка.
5. Создайте визуальное
расписание. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
расстройством аутистического спектра, особенно если он не говорит, очень хорошо
воспринимает визуальную поддержку. Первые последовательности должны быть
короткими, заканчиваться получением любимого поощрения. Это могут быть
фотографии, картинки, на которых изображено как он ест, готовится ко сну,
гуляет, одевается. В визуальном расписании важно действительно выполнять каждый
пункт плана! Возможно, придется убирать или закрывать каждый шаг визуальной
подсказки, чтобы он видел, что он уже сделал и что он должен сделать во время
следующего шага.
Также можно использовать короткое видео с вашим
ребенком, в котором показывается, что конкретно следует ему делать в той или
иной ситуации. Видео должно включать только желательное и самостоятельное
поведение. Такие видео снимаются и монтируются таким образом, чтобы видеоролик
показывал успех вашего ребенка-вы вырезали из видео все неточности, ошибки, а
также подсказки. Нужно, чтобы ребенок многократно посмотрел видео. Ели не может
быть ребенок главным героем видео, снимите брата, сестру, другого знакомого ребенка.
Не забудьте похвалу в конце видео за конкретные действия ребенка. «Молодец,
Миша (Катя), ты хорошо почистил (а) зубы». Сначала показывайте это видео
регулярно, по мере того, как ребенок освоит навык перестаньте показывать видео.
6. Подключайте ребенка к деятельности взрослого с
помощью мелких поручений:
- мыть и бросать в кастрюлю
очищенную картошку;
-положить в стиральную машинку
заранее приготовленное белье и так далее.
7. Важно
«завести» биологические часы ребенка на выполнение ежедневного расписания.
У нашего организма есть цикличность биологических процессов. Если ребенок
придерживается определенного расписания, то в определенное время у него
вырабатываются определённые гормоны. (утром-картизол, сератонин. Он чувствует
бодрость, радость; в обед-грелин. Он чувствует голод, вечером-мелатонин. Он
хочет спать. Соответственно, у ребенка возникнет необходимость посещать туалет
в определенное время). Если не придерживаться расписания, то у ребенка могут
возникнуть истерики. Он понимает, что нежелательные задачи можно не выполнять.
·
Важно, что некоторые навыки должны формироваться в определенном
месте. Например, необходимо приучить ребенка кушать исключительно за столом. Для
этого ежедневно сажайте ребенка на одно, и тоже место и обязательно сами
садитесь рядом, что бы ребенок мог привыкнуть к месту.
·
Для того чтобы ребенок научился есть за столом, он не должен есть вне
стола. Не нужно кормить его в кровати или угощать сладостями во время игры,
тогда он просто не будет понимать надобности и точно переназначения обеденного
стола. Давайте еду исключительно за столом, даже если это не обед, позовите
ребенка к столу и положите сладости на стол.
·
Необходимо вести дневник. Особенно первое время, когда пытаетесь
ребенка приучить к определенному расписанию. Записывайте, когда встал, попросил
есть, сходил в туалет, захотел спать, прислушивайтесь к его желаниям. После,
строго придерживайтесь расписания.
Также в процессе обучения важно отслеживать
прогресс ребенка и делать выводы об эффективности обучения.
Помните, что обучение у детей с РАС-строго
индивидуальная история. Тщательно продумайте, что любит и не любит ваш ребенок,
на что реагирует остро, а что ему дается с удовольствием. Используйте все, что
нравится ему на ощупь/вкус/запах в пользу обучения-внедряйте это в качестве
поощрений или в процессе самого обучения.
Я постаралась представить вам некоторые
ключики к решению порой не простых задач в плане обучения аутичного ребенка
самообслуживанию, но вам нужно выбрать свои уникальные ключики для вашего
уникального ребенка.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
«Играем и память развиваем!»
Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:
« Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого цвета апельсин?
- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4.
Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5.
Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения
Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
- Как звали мальчика?
- Что с ним случилось во время прогулки?
- Кто помог мальчику?
- Чем заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
- Как звали девочку?
- Что она построила?
- Кого девочка хотела катать на машине?
- Что случилось во время игры?
- Как девочка оказала помощь мишке?
Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.
Игра « Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра « Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра « Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2:
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Развиваем речь ребенкаЧудесные слова в общении с детьми. Сегодня я расскажу вам 7 простых предложений, которые являются самыми волшебными словами для вас и вашего малыша. Это те слова, которые ребенок будет помнить всю жизнь и они обязательно помогут ему в любых жизненных ситуациях. Это самый простой способ сделать ребенка счастливым, уверенным, жизнерадостным. Эти слова наполнят ваши отношения еще большей радостью, состоянием любви, счастья, взаимопонимания и доверия. Итак, чудесные слова - 7 простых предложений для вашего ребенка:
1. Я рада, что ты у меня есть Вашему малышу очень важно знать, что вы рады и счастливы просто от того , что он у вас есть. Просто есть. Без каких-либо дополнительных условий и причин.
Все, что происходит вокруг, малыш всегда связывает с собой. Если мама и папа счастливы - значит я хороший, замечательный малыш. Если вы ссоритесь, происходит что-то неприятное в семье - малыш может чувствовать на себе ответственность за происходящее, думать что он не очень хороший и т.д. И в этот момент ребенку в двойне важно знать, что вы рады, что он у вас есть. Не допускайте высказываний и даже мыслей типа: "Из-за тебя я так устаю, я должна от чего-то отказаться и т.д."
Говорите своему малышу чаще, что вы так счастливы и рады, что он у вас есть. Здорово, что вы можете вместе поиграть, погулять, что-то сделать и вас это очень радует.)))
2. Я тебя люблю Эти три простых слова так важны любому человеку, и тем более важны вашему малышу.
Главное, чтобы это была безусловная любовь. Никаких условий. Ребенку важно быть абсолютно уверенным, чтобы он ни делал, вы все равно любите его, просто потому, что он есть. (Помните первое волшебное предложение).
Если ребенок делает что-то не очень "хорошее" - на первом месте всегда стоит ваша безусловная любовь. Например: "Я тебя очень люблю и всегда буду любить. Мне неприятно и я расстраиваюсь, когда ты так делаешь или говоришь".
Помните, что любовь творит чудеса. 3. Я тебя понимаю Помните, что для ребенка его маленькие "детские" сложности и неприятности так же значимы, как для нас наши "взрослые проблемы".
Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты — все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении. Попытки ободрить его словами типа: «Это всего лишь игрушка», «Зачем тебе эта ерунда» или «Привидения на самом деле не существуют» — ребенку непонятны. Они — из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.
На этих ситуациях малыш выстраивает свое отношение к себе и окружающему миру. Поэтому важно заложить оптимизм, веру в себя, знание, что тебя всегда поддержат и помогут, что я все могу и т.д. 4. Ты все можешь, я тобой горжусь Чаще говорите малышу, что вы им гордитесь, что он сильный, смелый, заботливый и т.д. Например: «Я знала, что ты это можешь»
Это очень воодушевляет и детей, и взрослых.
Пусть ребенок сделал что-то маленькое, незначительное - заправил кровать, принес вам что-то, нарисовал рисунок и т.д. - обязательно отметьте это словами одобрения и воодушевления. 5. У тебя все получится Ободряйте малыша, если у него что-то не получается: "Я уверенна, у тебя все получится, попробуй еще раз". Именно ободряйте, а не делайте вместо него. Или скажите: "Давай попробуем сделать вместе. Я тебе помогу".
Это развивает силу духа и веру в себя. 6. Я тебе доверяю Если вы хотите, чтобы дети доверяли вам, доверяйте вашему малышу сами.
Дети всегда с большим рвением стремятся оправдать ваше к ним доверие.
Им, впрочем, как и взрослым, очень важно чтобы им доверяли и в них верили.
Благодаря вашему доверию, вы можете раскрыть в малыше самые лучшие черты характера. Вы можете наладить очень глубокие, доверительные и теплые отношения. 7. Я всегда с тобойЧто бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут — это знание помогает многое преодолеть и достичь самых невероятных высот. Применяйте эти простые предложения на практике, и вы увидите удивительные и прекрасные перемены в ваших отношениях с малышом. И еще один маленький секрет для вас - эти волшебные слова вы можете использовать общаясь со взрослыми, с любимыми и родными людьми. Попробуйте, и вы увидите волшебство в своей жизни! Желаю вам радости, любви и удивительных счастливых событий!
1. Я рада, что ты у меня есть
Все, что происходит вокруг, малыш всегда связывает с собой. Если мама и папа счастливы - значит я хороший, замечательный малыш. Если вы ссоритесь, происходит что-то неприятное в семье - малыш может чувствовать на себе ответственность за происходящее, думать что он не очень хороший и т.д. И в этот момент ребенку в двойне важно знать, что вы рады, что он у вас есть. Не допускайте высказываний и даже мыслей типа: "Из-за тебя я так устаю, я должна от чего-то отказаться и т.д."
Говорите своему малышу чаще, что вы так счастливы и рады, что он у вас есть. Здорово, что вы можете вместе поиграть, погулять, что-то сделать и вас это очень радует.)))
2. Я тебя люблю
Главное, чтобы это была безусловная любовь. Никаких условий. Ребенку важно быть абсолютно уверенным, чтобы он ни делал, вы все равно любите его, просто потому, что он есть. (Помните первое волшебное предложение).
Если ребенок делает что-то не очень "хорошее" - на первом месте всегда стоит ваша безусловная любовь. Например: "Я тебя очень люблю и всегда буду любить. Мне неприятно и я расстраиваюсь, когда ты так делаешь или говоришь".
Помните, что любовь творит чудеса.
Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты — все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении. Попытки ободрить его словами типа: «Это всего лишь игрушка», «Зачем тебе эта ерунда» или «Привидения на самом деле не существуют» — ребенку непонятны. Они — из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.
На этих ситуациях малыш выстраивает свое отношение к себе и окружающему миру. Поэтому важно заложить оптимизм, веру в себя, знание, что тебя всегда поддержат и помогут, что я все могу и т.д.
Это очень воодушевляет и детей, и взрослых.
Пусть ребенок сделал что-то маленькое, незначительное - заправил кровать, принес вам что-то, нарисовал рисунок и т.д. - обязательно отметьте это словами одобрения и воодушевления.
Это развивает силу духа и веру в себя.
Дети всегда с большим рвением стремятся оправдать ваше к ним доверие.
Им, впрочем, как и взрослым, очень важно чтобы им доверяли и в них верили.
Благодаря вашему доверию, вы можете раскрыть в малыше самые лучшие черты характера. Вы можете наладить очень глубокие, доверительные и теплые отношения.
Учим дни недели с ребенком
Объясните ребенку, что в неделе 7 дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней – это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня (суббота и воскресенье) – это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.
Далее переходите к понятиям «сегодня», «завтра», «вчера». Объясните ребенку на конкретном примере эти слова, например, что он делает сегодня, расскажите ему, что вы будете делать завтра, вспомните с ним, что вы делали вчера.
• Почему нужно учить дни недели?
Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга День рождения. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять это интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в сою очередь воспитывает собранность и организованность.
• Когда следует учить дни недели?
Названия дней недели могут использоваться уже с самого раннего возраста. Дети будут слышать названия дней недели и хотя еще они их не поймут, однако начнут усваивать эту информацию и привыкать к ней.
Чаще обращайте внимание на дни, которые являются важными для вашей семьи: Дни рождения, торжества, приезд бабушки и дедушки, выходные дни и т.д. Как и многое другое, это обучение может быть легко интегрировано в повседневные разговоры семьи.
• Способы обучения дням недели
Есть много способов, которые помогут выучить дни недели. Вот лишь несколько советов:
Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное и легко доступное место. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, какой день был вчера и что будет завтра. Что разнообразить и оживить этот календарь, можно возле каждого дня написать важные события, которые ежедневно происходят в этот день.
Есть стишки, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени – абстрактное понятие для маленьких детей, и требует времени, чтобы это запомнить и выучить.
Разговоры о семейных планах и создание простых графиков, которые будут отражать будущие события, внесут порядок и больший смысл в понятие «дни недели».
• Регулярное повторение.
Не ожидайте, что изучение дней недели будет быстрым процессом. Сначало ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге все станет на свои места.
• Знакомство ребенка с днями недели
Познакомьте ребенка с днями недели. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив. Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, обнимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день.
Обратите внимание ребенка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцем, приход бабушки и т.д. Когда он хорошо выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев.
Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачеркивайте вместе с малышом истекший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребенок сам зачеркивает дату, даже если он еще не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к знакомству с обозначенным цифрами).
Памятка для родителей «Грамотного пешехода»:
• При переходе дороги не спешите;
Почему дети начинают себя отвратительно вести в самый неподходящий момент? Для усмирения чад в ход идет весь доступный воспитательный арсенал начиная с увещеваний и заканчивая подзатыльниками. Почему же дети становятся такими несносными?
Психологи объясняют, что происходит с ребенком, который стал себя плохо вести.
1. Между прочим, есть научное объяснение, почему дети время от времени «выходят из берегов» – это нормальные этапы развития
«На самом деле между тем количеством внимания и времени, которое хотят и могут выделять ребенку родители и тем, сколько этого внимания и времени нужно ребенку, есть большая разница. С точки зрения ребенка, ему должно принадлежать все ваше время и внимание – потому что малыш таким образом развивается, – говорит Эмили Эммотт, биолог-антрополог Университетского колледжа Лондона, – А родителям, естественно, силы нужны еще и на себя, и на друзей.
Дети же просто еще не умеют «правильно» дать понять, что им не хватает внимания. Вот и получается – ребенок думает, что лучший способ завладеть вниманием родителей – это устроить истерику, хорошенько покричать. Кроме того, дети отнюдь не с рождения обладают способностью понимать, чего хочет другой человек, им нужно этому научиться. А пока все, что они понимают – это то, что им чего-то хочется, а им этого не дают».
2. Четкий режим сна – ключ к хорошему поведению
Проведенное в 2013 году исследование, в котором приняли участие больше 10000 детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, показало, что есть объективная и статистически достоверная связь между неупорядоченным режимом сна и проблемным поведением ребенка днем.
Профессор Ивонн Келли из отделения эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона рассказала: «Отсутствие фиксированного режима дня заставляет тело и разум ребенка переживать нечто похожее на смену часовых поясов, что сказывается на здоровом развитии и поведении ребенка. Нарушения сна, особенно возникающие в ключевом для развития ребенка возрасте, могут привести к серьезным последствиям для здоровья, которые будут сказываться всю последующую жизнь».
Исследование подтвердило четкую связь между сном и поведением ребенка. Оно показало также, что негативные изменения в поведении ребенка обратимы – как только нормальный режим дня установлен, поведение начинает меняться в лучшую сторону.
По мере того, как ребенок растет, нормально не высыпаясь, его поведение ухудшается, что проявляется в его гиперактивности, сложностях в отношениях со сверстниками и проблемах эмоционального характера. Однако у детей, которые переходят на регулярный распорядок дня, прослеживается улучшение в поведении».
3. Для понимания ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», поощрение эффективнее, чем наказание
Как часто родители говорят своим уже подросшим детям: «Да мы тебя наказывали для твоего же блага!», «Да, ругали, но тебе же добра хотели!»… Но так ли это на самом деле?
Рэйчел Келем, профессор кафедры детской и семейной психологии Массачусетского университета, говорит: «Паттерны хорошего поведения гораздо лучше закрепляются, если больше внимания уделять тем моментам, когда ребенок ведет себя хорошо, чем если заострять внимание на тех эпизодах, когда ребенок делает что-то не так».
«Часто родители сосредоточивают все свое внимание на том, что им кажется в поведении ребенка неправильным. Но на самом деле, если родители будут акцентировать свое и ребенка внимание на тех моментах, когда он ведет себя хорошо, ребенок будет стараться вести себя так, чтобы вызвать одобрение родителей. Хвалите ребенка за хорошее поведение, поощряйте его и тем самым вы воодушевите его продолжать вести себя в том же духе.
Часто получается так, что ребенок получает гораздо больше родительского внимания – пусть и со знаком «минус» – когда ведет себя плохо. И тут уже дело за родителями – поймите это, и постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо, он будет стараться получить ваше внимание хорошим поведением».
4. Чтобы закрепить паттерны хорошего поведения, ребенку нужно объяснить, чем же оно так хорошо
«Если ребенок убрал за собой игрушки, недостаточно сказать: «Хорошая девочка» или «Молодец», – говорит Келем, – нужно проговорить, почему вам нравится такое поведение ребенка. Лучше сказать: «Спасибо тебе за то, что убрал игрушки, – ты так мне помогаешь, когда наводишь порядок» или «Посмотри, как в комнате стало хорошо, когда ты все расставил по местам».
5. Дети во всем «зеркалят» поведение родителей – и ваши гнев и злость тоже
Сердятся на детей абсолютно все родители без исключения. «Но учить тому, что хорошо, а что плохо, не значит кричать на ребенка», – говорит Дэвид Спеллман, детский психотерапевт из Ланкашира. «Я уверен, что мы очень часто недооцениваем, насколько сильное негативное воздействие на ребенка оказывает родительский злой или раздраженный голос. Да, это требует работы над собой и терпения, но родители должны быть одновременно и строгими, и добрыми.
Нужно четко говорить, что так, а что не так, но не кричать и не вопить. Если разговаривать с ребенком зло и гневно – он вас просто не «услышит», и все, что вы пытаетесь ему сказать в таком тоне, останется для него совершенно непонятным».
6. Хвалите ребенка, если он сделал что-то ПОЧТИ правильно
Никто из взрослых-то неидеален, а уж дети в особенности. Их мозг и способность принимать решения еще только формируются (и будут формироваться до подросткового возраста, и даже после). Детям нужно много времени, чтобы научиться вести себя хорошо и «разучиться» – плохо. «Так что остается только набраться терпения, – говорит Спеллман, – Хвалите ребенка за то, что он сделал почти хорошо и за то, что он СТАРАЕТСЯ сделать что-то хорошо».
7. Не бывает «рано» учить хорошему поведению
«Никогда не рано устанавливать четкие границы дозволенного и хвалит за хорошее поведение», – отмечает Келем, – Младенцы учатся хорошему так же успешно, как и годовалые дети. А уж трехлетнему вы можете совершенно открыто и спокойно сказать: «Если ты собираешься и дальше так безобразничать, придется тебе пойти и посидеть на стуле в другой комнате несколько минуток, пока не успокоишься». Сами понимаете – когда ваш ребенок станет выше вас ростом – гораздо труднее будет ему что-то внушить. Так что делайте все вовремя.
8. Старайтесь не ввязываться в «войну интересов»: готовы уступить – уступайте сразу
Видите, что намечается истерика? У ребенка плохое настроение? Все ему не так и не этак? «Тут уж или твердо стойте на своем и не сдавайте позиций, – говорит Келем, – или дайте ребенку то, что он хочет, не давая истерике набрать силу. Все мы бывали в ситуации, когда ребенок ноет, и ноет, и ноет, выпрашивая что-то, и родитель в конце концов уступает. И так ребенок учится тому, что всего-то и надо погромче поорать и подольше поныть – и родитель сдастся. Поведение родителей должно быть совершенно четким: хотите уступить – уступите сразу же, не дожидаясь истерики и нытья. Решили стоять на своем – стойте, не меняйте своего поведения из-за того, что ребенок ваш кричит и ноет».
9. У каждого ребенка свой темп развития, и его возраст не всегда хороший ориентир для оценки его поведения
«Хватить уже вести себя как младенец!», «В твоем возрасте так себя вести просто стыдно!» – еще одно избитое клише из родительского арсенала. Многие родители убеждены, что по мере того, как ребенок становится старше, он «забывает» «малышовые» особенности поведения.
Спеллман напоминает: «Все дети совершенно разные, и на развитие каждого так много всего влияет, что ждать «поведения, соответствующего возрасту» – не очень-то разумно».
«Календарный возраст ребенка не очень-то надежный критерий для оценки поведения. Дети очень, очень разные в смысле прохождения этапов развития. Родителям важно понять, каков «функциональный возраст» их ребенка, «возраст по развитию». И в какой-то области ребенок может быть очень даже развит, а в другой – малыш малышом. Особенно у подростков так бывает – только что разговаривал так, будто ему не 11, а все 21, и тут же может попросить посидеть с ним, пока он засыпает, и подоткнуть одеяло или куриный супчик сварить».
10. Если вы используете таблицу оценки поведения ребенка – не поддавайтесь соблазну снять «золотую звездочку» за нарушение правил
Такие таблички на кухонной стене, призванные стимулировать ребенка делать то, что от них требуют родители, сейчас весьма популярны. Сделал правильно (например, сам застелил постель) – получил звездочку в таблице. Но, отмечает Келем, очень часто родители совершают большую ошибку, сначала давая эту самую звездочку, а потом убирая ее за какой-то проступок.
«Такие таблицы – это очень хороший способ договариваться с ребенком, они весьма эффективно работают. Смысл в том, что ребенок видит, у него есть наглядное отображение его хорошего поведения, и он знает, что за хорошие поступки будет поощрение. Но родители часто совершают серьезную ошибку, отбирая уже заслуженную звездочку. Очень важно понять: если ребенок что-то заслужил – он это заслужил, и пересмотру это не подлежит, что бы он ни натворил после».
11. Отмените все эти «углы» и «ступеньки для непослушных»
Келем отмечает: «Вообще, «выдернуть» ребенка из ситуации, когда он плохо себя ведет, – стратегия очень эффективная. Только нужно делать это быстро, без крика и ругани. Я. честно сказать, не люблю все эти «иди в угол», потому что этим «в угол» вы клеите на ребенка ярлык «ты плохой». А хотите-то вы не ярлык наклеить, а чтобы ребенок перестал делать что-то плохое, так? Вот и не сообщайте ему «ты плохой ребенок», «ты отвратительный», ставя в угол.
Лучше сказать: «Что-то ты разошелся… Пойди-ка тихонечко посиди на стуле у себе в комнате – а как успокоишься, приходи ко мне».
12. Вести дневник поведения – хороший способ понять, что провоцирует плохое поведение ребенка
Если вы ищете способ контролировать изменения в поведении ребенка, дневник вам в этом может стать весьма полезен. Записывая, как ребенок вел себя в тот или иной день, капризничал, закатывал истерики или был в хорошем настроении, вы сможете отследить, что провоцирует плохое поведение вашего ребенка.
«Записывая, что ребенок делал до скандала или вспышки гнева и что было после, вы увидите эти цепочки событий и сможете понять, почему в такой-то день все вдруг пошло наперекосяк», – советует Келем.
13. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь просить о ней
Вы чем-то встревожены в поведении ребенка? Что-то, на ваш взгляд, не так? Нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к терапевту. Это вовсе не значит, что вашему ребенку тут же выставят диагноз или выпишут какие-нибудь лекарства – но тот же терапевт может посоветовать, например, хорошего детского психолога.
А вообще, помочь вам могут не только профессионалы. Друзья, родственники, другие родители могут дать дельный совет в сложной ситуации, связанной с воспитанием ребенка.
«Быть родителем – по-настоящему трудно, без всякого преувеличения, и это абсолютно нормально, что иногда вам очень нелегко. И если вам есть с кем обсудить накопившиеся проблемы – не стесняйтесь. Конечно, всегда найдутся люди, которые безапелляционно заявят: «Вам поможет только то-то и то-то», – подчеркивает Спеллман, – Но попробуйте просто поговорить с другими родителями, особенно с теми, у которых дети того же возраста, что и ваш. Не нужно бояться говорить о возникающих проблемах, не нужно бояться общаться со специалистами, если возникают трудности – они, эти трудности, бывают у всех».
Патрик Смит
перевод Анны Барабаш


Игры на природе – это не безделье
Возможность свободно играть на улице приносит детям много пользы. Однако некоторые дети чувствуют себя вполне естественно, играя на улице, а у других в связи с этим возникают трудности. Несмотря на это, все дети должны иметь возможность свободно играть на улице в свободные игры безо всяких правил. Не стоит думать, что, если родители позволяют ребенку свободно играть на улице, то они не хотят проводить с ним время или уклоняются от своих обязанностей по воспитанию. Такие игры, напротив, способствуют развитию ребенка. Играя в них, дети исследуют свои возможности и развивают свои способности, не испытывая ограничений со стороны взрослых.
Родители могут считать, что игры на улице опасны для ребенка. Они склонны ограждать детей от всего плохого, и поэтому часто не дают им самим играть во дворе. Однако, защищая детей от всех возможных неприятностей, мы рискуем вырастить их пугливыми и неспособными справляться с жизненными трудностями.
Родителям давно пора сломать привычный и предсказуемый стиль жизни и позволить ребенку проявлять фантазию. Полагайтесь на внутренние ощущения. Сделайте это ради будущего ваших детей. Поймите, насколько важно то, чтобы вы развили у него внутреннюю силу и стойкость перед лицом жизненных обстоятельств. Позвольте ребенку пустить крепкие корни, которые помогут ему в будущем выстоять, когда вокруг будут бушевать ветра жизненных невзгод.
Просто выйдите с ребенком на улицу. Природа прекрасна, а на детской площадке есть все, что необходимо ребенку для хорошей игры. Позвольте всем членам семьи поучаствовать в игре. Это позволит всем создать крепкую эмоциональную связь и почувствовать себя счастливее.







Комментариев нет:
Отправить комментарий